Михаил Фёдорович Ларионов (03 июня 1881 – 10 мая 1964) – русский художник-авангардист и теоретик искусства, один из основателей русского авангарда в искусстве.
Михаил Ларионов родился в Тирасполе Херсонской губернии. В 1898 году он поступил в Московское училище живописи, где учился у Исаака Левитана и Валентина Серова.
Во время обучения Ларионов познакомился с художницей Натальей Гончаровой, которая стала его спутницей и соратницей на долгие годы.
Михаил Ларионов: творческий путь пионера русского авангарда
Эксперименты с стилями и новаторский подход к искусству
Ранние работы написаны Ларионовым под влиянием импрессионизма и постимпрессионизма, затем под влиянием примитивизма и наивного искусства.
На импрессионистской картине «Волы на отдыхе» (1908) шкура вола переливается всеми оттенками малинового и золотого цветов, как будто в лучах закатного солнца. В серии так называемых «солдатских картин», «картин с парикмахерскими» и в серии «картин с Венерами» (1907-1911) Ларионов предстает опытным художником с заметным чувством юмора.
Михаил Ларионов: новатор и основатель творческих объединений
Ларионов участвовал в художественной жизни в России и Европе, принимал участие в выставках вместе с другими художниками-авангардистами.
Ларионов был основателем двух важных художественных групп «Бубновый валет» (1909-1911) и более радикальной группы «Ослиный хвост» (1912-1913).
Персональная выставка Ларионова состоялась в Москве в 1911 году.
Михаил Ларионов и лучизм: абстрактное искусство в России
Художник активно искал свое направление в живописи. И Ларионов, и Гончарова были последователями русского футуризма и кубофутуризма, черпали вдохновение в современности и динамичном характере жизни начала XX века.
В 1912 году Ларионов изобрел лучизм, который стал одним из первых абстрактных направлений живописи в России.
Лучизм Михаила Ларионова: новый взгляд на искусство и реальность
Лучисты стремились к искусству, которое вышло бы за рамки абстракции, было бы вне времени и пространства и разрушило бы барьеры между художником и публикой. Лучистские картины фокусировались на лучах, отражающихся от объектов, и на том, как эти лучи движутся. Сами лучи представляли собой линии отраженного света.
В своих работах Ларионов и Гончарова описывали лучизм, как охватывающий все формы искусства прошлого, поскольку все они являются отправными точками для лучистого восприятия и построения картины. Реальные предметы трактовались в лучизме как сумма лучей, отраженных от объекта, таким образом, лучизм стирал барьеры, существующие между поверхностью картины и природой.
Развитие лучизма в русском абстрактном искусстве
В стиле лучизма работали не только Ларионов с Гончаровой, но и другие участники группы «Ослиный хвост». Лучизм просуществовал недолго, но стал решающим шагом в развитии русского абстрактного искусства и сыграл важную роль в его освобождении от старых реалистических условностей.
Работы лучистов были впоследствии приобретены ведущими галереями Европы и могут быть увидены как в ведущих музеях мира, так и в частных коллекциях.
Михаил Ларионов: путь художника от России до Франции
В 1915 году Ларионов вместе с Натальей Гончаровой переехал во Францию, где он работал вместе с Сергеем Дягилевым над оформлением постановок русского балета в Париже.
После 1917 года Ларионов не вернулся в Россию и остался во Франции, где и провел остаток жизни, почти не занимаясь живописью.
Шедевры Ларионова: список самых известных картин
К наиболее известным картинам Михаила Ларионова можно отнести следующие работы: «Акации в цвету» (1904), «Офицерский парикмахер» (1907-1909), «Волы на отдыхе» (1908), «Автопортрет» (1910), «Отдыхающий солдат» (1911), «Красно-синий лучизм» (1913), «Стекло» (1912), «Петух» (1912), «Красный лучизм» (1913), «Танцор в движении» (1915), «Женщина с веером» (1916), «Солдат на коне» (1911), «Голова быка» (1912), «Портрет Натальи Гончаровой» (несколько работ), «Лучистая колбаса и скумбрия» (1913).