"Никогда не поздно!"

О проекте Арт Мона

Моему отцу математику и художнику посвящается...
От идеи создания художественной школы и рождения на белый свет меня отделяет, кажется, целая эпоха.

И тем интереснее и значительнее для меня становится этот проект. Это не лебединая песня — это ворота и дорога в новую жизнь — жизнь, в которой ты занимаешься тем, что действительно нравится.
Общаешься с близкими по духу людьми, где каждый день наполнен творчеством, и ты можешь видеть результаты своего труда, воплощенного в работах учеников школы и их святящихся радостью глазах.
«Ничто не случайно» – так называется одна из моих любимых книг Ричарда Баха. Впрочем, многие из нас, кто пытался анализировать события своей жизни, могли убедиться в этом правиле. Равно как и в том, что всему свое время.
В школьные годы я не испытывал особого пристрастия к рисованию, тем более, что школа была математической, и учитель рисования не раз подвергался насмешкам одноклассников, а сам предмет считался второстепенным.

К своему стыду не могу вспомнить его имя, помню только фамилию — Кирсанов, — и что это был настоящий мужик, художник с бородой, который вместе с трудовиком и физкультурником разительно выделялись на фоне остальной части женского педагогического коллектива.

Математиков я в расчет не беру — это были небожители и святые люди! Кто бы мог подумать, что именно его уроки черчения и даже навыки рисования пером и каллиграфии сослужат, и не раз, мне добрую службу. Впрочем, как и уроки по вытачиванию гайки трудовика и прыжки через козла на уроках физкультуры!
Черчение это особая, как сейчас говорят, тема. Тот, кто не пробовал провести линию тушью советским рейсфедером, вряд ли это поймет!

Рисование же другое дело. Как-то раз мы изучали перспективу и получили соответствующее домашнее задание. У меня ничего не получалось, и я обратился за помощью к отцу. Каково же было мое удивление и восхищение, когда я обнаружил, что он не только владеет теоретической базой, но и на практике помог мне сделать построение, в результате чего, получилась картинка карандашом с уходящими вдаль дорогой с телеграфными проводами и лесом на горизонте с элементами растушевки.

Когда я показывал свою работу бородачу, он с сомнением спросил: «Ты сам это сделал!?». И я, не моргнув глазом, ответил: «Да!».
Это была наша с отцом пятерка на двоих! Так, видимо, и родились два художника! Впрочем, впоследствии, я не раз заставал отца за странными, на мой взгляд, занятиями.

Где-то он раздобыл масляные краски и пытался ими что-то изображать. Над этим я посмеивался, не понимая сути творческого процесса, в коалиции с мамой.

Понятно отец не обращал на нас никакого внимания. Когда он был чем-то увлечен, он погружался в это так глубоко, что, казалось, весь мир вокруг переставал существовать, и был мир только его собственной увлеченности.
Конечно, будучи ребенком, я не мог давать независимых оценок, к тому же отказ отца от мытья посуды и прочих мужских и немужских обязанностей иногда расстраивал маму, к которой я был сильно привязан.

Потом он переключился на исследование гармонии музыки. Я не очень понимал суть его исследований, только видел кипы исписанных бумаг на его столе. При случае я не упускал возможности саркастических издевок в его адрес. Наверное, это была детская ревность — я чувствовал, что я его интересую немного меньше, чем музыка или лингвистика.
Прошло много, а может быть, и совсем мало лет. Все зависит от масштаба. Никто не вспоминал о школе. О рисовании и физкультуре. Надо было выживать и кормить детей. Да-да, именно те лихие 90-ые.

То, что зарабатывалось сегодня, сегодня же и тратилось в магазине — просто чтобы поесть. Инфляция достигала 1500% годовых. В ходу был зеленый американский доллар, а тот, кто умел его зарабатывать, был совсем крутым парнем.

Капитал в 100 долларов делал тебя сверхчеловеком!

Любая работа была желанна. И вот, о чудо, в этот непростой момент один из знакомых предложил мне попробовать свои силы в качестве художника. Раздумий по поводу своей квалификации у меня не было ни минуты (я сразу вспомнил телеграфные столбы и пятерку по рисованию) и сказал: «Йес оф Корс!». Так я попал в логово «настоящих художников».

Тайна профессии открылась мне сразу. Идея простая и четкая.
Нужно было придумывать простенькие сюжеты (сарай, плетень, пруд, лес, церквушка) и рисовать их маслом на картонках 8×12, при этом художнику «рабу» выдавались бесплатно (вау!) мини-набор масляных красок и две кисточки.

Так я прошел первый «мастер-класс» и узнал, как можно процарапывать стволы и ветки деревьев на моих будущих миниатюрах. Впоследствии они должны были продаваться на Старом Арбате в рамочках иностранцам за валюту, а я получать вожделенную комиссию в долларах.

Но что-то пошло не так, и до сих пор у меня хранятся эти пробные работы — это святое, это начало начал.

Кстати, к моему большому удивлению, никто не бегал за мной с утюгом с целью взыскания стоимости напрасно потраченных красок и кистей. Видимо артель реально нуждалась в свежих сюжетах, и это были плановые издержки. Но я честно вымазал все тюбики до последней капли.
Шли годы. Больше к живописи я не возвращался, хотя уже мог свободно купить себе набор красок и за 100 и даже, черт возьми, за 1000 долларов, но не покупал.

Как появилось желание, я не помню. Не помню и все! Возможно, это было чувство, простое весеннее мужское чувство, трансформировавшееся неведомым образом в желание творить!

Так или иначе, был закуплен акрил, картон и кисточки. Творческий процесс не заставил себя ждать. И поначалу все шло бойко, но огонь постепенно угасал.

Мое новое увлечение не прошло незамеченным отцом, и он как лиса вился вокруг меня, а я с гордым видом, уже будучи взрослым мужиком и отцом семейства, изображал из себя настоящего художника.
По мере затухания моего интереса он естественно и плавно перешел к отцу, и разгорелся в нем невиданным пламенем.

Этому способствовали остатки материалов и красок. Он как будто начал жить новой жизнью — изучал теорию живописи, изобретал свои техники, писал на всем, что попадалось под руку — от картонки от обуви до листка ватмана! Уединялся и работал.

А я, имея возможность, ни разу не подарил ему для его работ высококлассные наборы красок или картона, да что уж там говорить о холсте, остатки которого так и пролежали в моей кладовке невостребованными.

Впрочем, это не оправдание, возможно они ему просто не были нужны.
Более того я не видел многих его работ и познакомился с ними только когда он ушел… Ушел навсегда и остался навсегда. Так же, как и его работы.

Каталог его работ я впервые публикую на этом сайте — сайте, где будут опубликованы многочисленные работы наших учеников, и сайте, который я посвящаю своему главному учителю — моему отцу.

Отец начал активно рисовать поздно, ему было уже за 70, и все свои последние годы, он не расставался с кистью. Он, безусловно, никогда не был профессиональным художником в классическом понимании, но всегда был художником и творцом в душе.
Его работы являются прямым выражением миссии нашей школы — «Никогда Не Поздно», а для меня еще и духовным наследием, дающим точку опоры и жизненную силу.

После ухода отца я совсем не прикасался к краскам несколько лет.

Правда, волной прошло увлечение керамикой, которое будет обязательно реализовано в нашей школе, в виде курсов для тех, кто хочет познакомиться с удивительным ощущением пластичности живой глины и радостью появления своего первого изделия из печи.
Очередная метаморфоза случилась совсем недавно, в конце 2019. Причина? Не установлена! Я решил пойти в школу живописи и учиться.

И мне так понравилось, что не прошло и трех месяцев, как я созрел до проекта АРТ МОНА, который видимо вынашивал в душе всю свою жизнью.

Будучи школьником, я мечтал стать педагогом, а не космонавтом… И вот детской мечте наконец-то суждено было сбыться. Вокруг меня самым чудесным образом стала собираться команда талантливых людей — педагогов и художников, что еще раз убедило меня в том, что путь выбран правильный и не случайно.

В концепцию школы мы с самого начала заложили базовые принципы — обучение, а уж тем более творчество должно быть в радость, а ученики должны видеть свой личный прогресс и ставить перед собой новые цели.
Вместе с тем, для нас сам процесс творчества, в определенном смысле, важнее результата и его оценки окружающими.

Безусловно, и мы и наши ученики всегда будем рады достигнутым успехам и работам, достойным включения в любительские, а может быть даже профессиональные каталоги.

И мы приложим, безусловно, все усилия, чтобы поделиться с вами своими знаниями и навыками! Но для нас не менее важны ваши горящие глаза, удовольствие и позитивные эмоции, получаемые в самом процессе творчества.

Именно поэтому все занятия в нашей школе авторские, а преподаватели уникальные творческие личности, общение с которыми создает особую атмосферу праздника.
Возвращаясь к книге Ричарда Баха, вспоминаю цитату: «Нам никогда не дается желание без того, чтобы не давались силы осуществить его. Однако, возможно, для этого нам придется потрудиться!»

И я говорю себе: «Пришла пора потрудиться, чтобы школа Арт Мона и ее ученики привнесли в наш мир волшебство творческого и созидательного подхода к жизни!»
Наша команда ждет вас на курсах и занятиях школы Арт Мона. И вы станете не просто нашими студентами и клиентами, вы станете проводниками нашей миссии «Никогда не поздно!», хотя кому-то ближе «Лучше поздно, чем Никогда!»


Алексей Лебедь, учредитель школы Арт Мона.
P.S. Когда статья уже была написана, одна из участниц нашего проекта, позвонила мне и сказала, что ее педагога по живописи звали Николай Алексеевич Кирсанов, и он прекрасный художник и педагог, которому она очень благодарна. Загуглив ФИО мы быстро убедились по фотографии, что это один и тот же человек. Как тесен мир! Уважаемый Николай Алексеевич – спасибо вам! И дай Бог здоровья.

Мы постараемся работать так, чтобы и наши ученики сохранили в своих сердцах теплое ощущение от общения со школой и преподавателями на всю жизнь.

Кирсанов Николай Алексеевич