Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова была талантливой русской художницей, известной своими портретами и картинами, изображающими жизнь и быт русской деревни
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, урожденная Лансере (12 декабря 1884 – 20 сентября 1967) – русская, затем французская художница.

Индивидуальный стиль живописи Серебряковой определяют как неоклассицизм, но ее творчество стоит особняком, ему присущи ясность изображения и изящество линий. Наиболее известны автопортреты Серебряковой, портреты ее детей, картины в стиле ню и сцены крестьянского быта.
Зинаида Серебрякова родилась в имении Нескучное под Харьковом, в творческой семье Бенуа-Лансере.

Ее дед, Николай Бенуа, был выдающимся архитектором, ее дядя, Александр Бенуа – выдающимся художником, основателем группы «Мир искусства». Брат, Николай Лансере – архитектор, другой брат, Евгений Лансере – художник-монументалист. Знаменитый английский актёр Питер Устинов тоже приходился Зинаиде Серебряковой родственником.

Зинаида Серебрякова: искусство и судьба русской художницы

Зинаида Серебрякова: жизнь, творчество и семья

Зинаида Серебрякова окончила женскую гимназию, затем училась в художественном училище и, недолго, в Академии искусств в Париже.

Серебрякова с детства была дружна со своим двоюродным братом из соседнего имения, Борисом Серебряковым. Дружба переросла в любовь, и в 1905 году пара поженилась, преодолев сопротивление церкви, которая не одобряла подобные браки, к тому же Серебряковы были православными, а семья Лансере – католиками.

Зинаида Серебрякова: жизнь и творчество до революции

Жизнь Зинаиды Серебряковой делится на две разных судьбы – счастливую и несчастливую. Счастливая жизнь Серебряковой продолжалась со дня свадьбы и до революции 1917 года.

К 1913 году у Серебряковых было уже четверо детей – старшие мальчики Женя и Саша и девочки Таня и Катя. Жизнь этого периода состояла в основном из любви: любви к мужу и детям и занятий любимой живописью. Это была благополучная жизнь в достатке, среди семьи, к тому же талантливая художница была признана публикой и критикой.

Трагическая судьба Зинаиды Серебряковой: революция и эмиграция

Революция 1917 полностью разрушила жизнь Серебряковой. Имение Нескучное было разграблено и сожжено. В 1919 году умер от тифа ее любимый муж Борис. Семья Серебряковой, ее дети и мать страдали от голода. Она осталась вдовой с четырьмя детьми, с постоянной заботой о куске хлеба.

Ее дальнейшая жизнь прошла на чужбине, в разлуке с детьми, в тревоге и бесконечной тоске.

Автопортрет Зинаиды Серебряковой как символ радости жизни и творчества

Самая известная работа Серебряковой – автопортрет «За туалетным столиком» (1909). Молодая женщина перед зеркалом излучает искреннюю радость жизни, молодость и свежесть, в ее глазах любовь и счастье. Картина была выставлена на выставке в 1910 году, замечена и одобрена публикой, и сразу же куплена Третьяковской галереей.

В 1911 году Серебрякова присоединилась к движению «Мир искусства». Вплоть до 1917 года художница создала множество работ, среди них автопортреты, портреты детей, картины в стиле ню, сцены сельской жизни, все они неизменно пользовались успехом. Но уже в 1919 году написана трагическая картина «Карточный домик», на которой изображены четверо детей художницы, оставшиеся без отца.

Противостояние авангарду и сохранение человечности в искусстве

В ранний советский период после революции в моду вошло авангардное искусство, но Серебрякова не хотела переходить ни к супрематизму, ни к конструктивизму, не хотела она писать и портреты комиссаров. В поисках заработка она переехала в Петроград и стала работать художником в театре.

Серебрякова продолжает создавать свои картины, которые участвуют в выставках и приносят ей небольшой доход. Несмотря на все тяготы жизни, во всех работах Серебряковой видна ее любовь к красоте, к людям и природе, ее картины остаются светлыми и радостными.

Противоречия и трудности: путешествие Зинаиды Серебряковой в Париж и Нью-Йорк в 1924 году

В 1924 году 14 работ Серебряковой были выставлены в Нью-Йорке и пользовались там большим успехом, особенно картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923). В том же 1924 году Серебрякова поехала в Париж в надежде на заработок, получив заказ на большую декоративную фреску.

Заработать денег за год, как она планировала, ей не удалось. В Париже в моде тоже был авангард, чьи ценности она не разделяла.

Тоска по детям, эмиграция и воссоединение спустя десятилетия

Жизнь проходила в тоске по детям и в попытках заработка. Вернуться домой она уже не смогла. Ей удалось перевезти в Париж двух своих детей, Сашу и Катю, а потом железный занавес захлопнулся. Двое других детей, Женя и Таня, а также мать Серебряковой остались в Советском Союзе. Только во время хрущевской оттепели в 1960 году Тане разрешили поездку к матери в Париж. В момент отъезда художницы ее дочери Тане было 12 лет, вновь увидеть свою дочь Серебрякова смогла только через 36 лет…

Возвращение наследия: работы Зинаиды Серебряковой в Советском Союзе

Работы Серебряковой начали выставляться в Советском Союзе с 1966 года и неизменно пользовались большим успехом. Однако основная часть ее работ до сих пор остается во Франции.

Сама Серебрякова приехать снова в Советский Союз так никогда и не решилась.

Шедевры Серебряковой: список самых известных картин

К наиболее известным работам Серебряковой можно отнести следующие картины: «За туалетом. Автопортрет» (1909), «Портрет Ольги Лансере» (1910), «Автопортрет в костюме Пьеро» (1911), «Купальщица» (1911), «Автопортрет в шарфе» (1911), «Баня» (1913), «За завтраком» (1914), «Жатва» (1915), «Беление холста» (1917), «Спящая крестьянка» (1917), «На террасе в Харькове» (1919), «Карточный домик» (1919), «Спящая девочка на красном одеяле» (1923), «Балетная уборная. Снежинки» (1923), «Балетная уборная» (1924).

Отправить запрос на посещение арт-вечеринки по мотивам творчества Серебряковой

Заполните и отправьте форму или просто позвоните нам!