Жорж Пьер Сёра (02 декабря 1859 – 29 марта 1891) – французский художник-постимпрессионист.
Сёра разработал технику живописи, известную как пуантилизм. Работы Сёра изменили направление современного искусства, положив начало постимпрессионизму.
Сёра родился в Париже в состоятельной семье, учился в Школе изящных искусств.
Творчество и вклад Жоржа Сёра в развитие импрессионизма и пуантилизма
Ранние работы Жоржа Сёра: от импрессионизма до пуантилизма
В своей первой крупной работе «Купальщицы в Аньере» (1883) Сёра ярко проявил свой индивидуальный стиль в живописи. Влияние импрессионизма еще заметно, но рисунок уже упрощен, а фигуры тщательно скульптурно очерчены.
Картина была отвергнута Парижским салоном, и Сёра вошел в группу независимых художников.
Его учеником и последователем стал Поль Синьяк.
Пуантилизм Жоржа Сёра: техника и основные работы
В 1884 году Сёра приступил к своей масштабной работе «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт». Эта работа Сёра является одним из основополагающих живописных полотен конца XIX века. Крошечные расположенные рядом точки разноцветной краски смешиваются оптически только во взгляде зрителя, физически краски на холсте одна на другую не накладываются. Этот прием в живописи получил название «пуантилизм».
Жорж Сёра и создание техники пуантилизма: новый взгляд на искусство и оптику цвета
Всего за несколько лет своей деятельности Сёра смог создать заново, без следования какой-либо традиции, новый метод выразительности в живописи. Художник изучал труды ученых, исследующих оптическое взаимодействие цвета и света. Он применял знание оптических законов восприятия цвета для создания нового языка в искусстве.
В XIX веке было сделано открытие, что два цвета, расположенные рядом, будут иметь эффект другого цвета, если смотреть с расстояния. Именно это явление стало основой для техники пуантилизма Сёра.
Применение дополнительных цветов и оптических эффектов в работах Жоржа Сёра
Кроме того, Сёра применял так называемый дополнительный цвет, который человеческий глаз видит в виде ореола. Например, глядя на красный, можно увидеть голубой ореол. В живописи дополнительные цвета, будучи расположены рядом, усиливают действие друг друга.
Становится важен каждый оттенок в создании целостного образа, и сопоставление близких точек цвета дает другой, более интенсивный цвет при восприятии глазом.
Теория цвета и эмоции в работах Жоржа Сёра
Три основные краски, которые использовал Сёра – красная, синяя и жёлтая. Художник использовал цвет для передачи эмоций в своем искусстве.
Сёра полагал, что веселые эмоции можно выразить преобладанием светящихся оттенков и теплых тонов, а также использовать линии, направленные вверх.
Спокойствие можно достигнуть путем баланса в использовании теплых и холодных цветов и горизонтальных линий.
Грусть можно выразить темными холодными тонами и линиями, направленными вниз.
Трагическая судьба Жоржа Сёра: творческий путь и наследие
Как личность Сёра сочетал в себе качества, которые обычно считаются несовместимыми. С одной стороны, ему была присуща тонкая чувствительность натуры, с другой – страсть к логической абстракции и математическая точность ума.
Сёра умер в возрасте 31 года. Причина его смерти неизвестна, предположительно это был менингит, пневмония или дифтерия. Его маленький сын умер через две недели от той же болезни.
Последняя и самая амбициозная работа Сёра «Цирк» (1891) осталась незавершенной.
Шедевры Сёра: список самых известных картин
К наиболее известным картинам Сёра можно отнести полотна: «Купальщицы в Аньере» (1883), «Воскресный полдень на острове Гранд-Жатт» (1884-86), «Канкан» (1889-90), «Пудрящаяся женщина» (1888-90), «Парад алле» (1887-88), «Сена в Гранд-Жатт. Весна» (1888), «Пасмурная погода» (1888), «Натурщицы» (1888), «Канал Гравелин, маленький форт Филипп» (1890), «Эйфелева башня» (1889), «Цирк» (1891). Работы Сёра можно увидеть в ведущих музеях России и мира.