Ян Вермеер — мастер бытового и портретного жанра, использовавший в своих работах игру света и тени, создававший уникальные композиции, наполненные гармонией и поэзией.
Йоханнес Вермеер, известный как Ян Вермеер Делфтский (октябрь 1632 – 15 декабря 1675) – один из величайших голландских художников периода барокко, Золотого века Голландской живописи. Работы Вермеера представляют собой главным образом жанровые сцены и портреты, за исключением двух великолепных городских пейзажей.
Основными сюжетами живописи Вермеера были сцены из обычной жизни представителей среднего класса XVII века.
Ян Вермеер: жизнь и творческий путь выдающегося художника «Золотого века голландской живописи»
Тайны света и тени: Ян Вермеер и магия живописи
О жизни Вермеера известно мало. Ян (Йоханнес) Вермеер был крещен 31 октября 1632 года в реформатской церкви. Его отец занимался ткачеством и торговлей произведениями искусства, затем приобрел гостиницу. После смерти отца Вермеер взял на себя управление гостиницей и семейным художественным бизнесом. Чтобы жениться на католичке, Вермеер по настоянию будущей тёщи принял католичество. У пары родилось пятнадцать детей, четверо из которых не дожили до крещения. В какой-то момент семья Вермеера переехала в просторный дом тёщи, где он и прожил остаток своей жизни, создавая свои произведения в гостиной. Похоже, что художник всю свою жизнь прожил в Делфте, и многие его картины написаны в одной и той же комнате.
Вермеер: тайны мастерства и влияние традиций
Доподлинно неясно, где и у кого учился живописи Вермеер. Некоторые исследователи полагают, что он учился самостоятельно, используя доступную ему информацию.
Стиль Вермеера похож на стиль утрехтских караваджистов, чьи работы изображены как картины фоновой обстановки в его композициях и чьи работы находились в коллекции картин его тёщи.
Художник работал медленно, с большим тщанием, создавая примерно по три работы в год.
Загадочный мир Яна Вермеера: от провинциального художника до признанного мастера
При жизни он был успешным провинциальным художником-жанристом, известным в Делфте и Гааге.
В 1653 году Вермеер стал членом гильдии торговой ассоциации художников, а затем несколько раз избирался ее главой, то есть был признанным мастером.
Большая часть его работ была куплена неизвестными коллекционерами, хотя Вермеер брал за свои работы цены выше средних.
Магия цвета: Вермеер и использование ультрамарина в XVII веке
Вермеер был единственным художником в XVII веке, кто так щедро использовал непомерно дорогой ультрамарин, полученный из природного лазурита. Художник использовал этот пигмент не только для натурального цвета, он также наносил его под другие цвета для создания оттенков.
Скорее всего, Вермеер знал о наблюдении Леонардо да Винчи, что поверхность каждого объекта имеет цвет соседнего объекта. Поразительно, как Вермеер передавал на картине и полупрозрачность жемчуга, и грубую черепицу делфтских крыш, и сияние лучей света, проникающего сквозь окно, и оттенки складок ткани.
Светлые миры Вермеера: поэзия повседневности в картинах мастера
Художник особенно известен мастерским использованием света в своих картинах. Фигуры и лица на картинах обычно залиты светом, струящимся из окна.
Освещённая солнцем через открытое окно девушка читает письмо, или дама пишет записку, а ее служанка смотрит в окно – и обыденные сюжеты вдруг оказываются завораживающими и интригующими, а реальность преобразуется в эмоции, свойственные человеку.
Картины Вермеера, хоть и воспроизводят образы повседневности, неизменно создают общее особое поэтическое настроение.
Трагическая судьба Вермеера
В 1672 году началась франко-голландская война, в Голландии случилась экономическая катастрофа. Картины больше не продавались. Вермеер не мог продать ни свои, ни чужие картины, которыми тоже торговал, и ему приходилось занимать деньги, чтобы прокормить свою семью и десятерых детей. Художник настолько близко принял к сердцу такое положение, что впал в уныние и скоропостижно умер через полтора дня. На момент смерти в 1675 году он был уже совсем небогат и оставил свою жену в долгах, его картины ушли кредиторам.
Известность Вермеера сменилась безвестностью, и художник был заново открыт лишь в XIX веке. Сегодня только 34 картины считаются достоверно принадлежащими кисти Вермеера.
Шедевры Вермеера: список самых известных картин
К наиболее известным работам Вермеера можно отнести следующие картины: «Офицер и смеющаяся девушка» (1657), «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657), «Улочка в Делфте» (1657), «Молочница» (1658), «Девушка с бокалом вина» (1659), «Бокал вина» (1660), «Вид Делфта» (1660-61), «Молодая женщина с кувшином воды» (1662), «Урок музыки» (1662-65), «Девушка с жемчужной сережкой» (1665), «Аллегория живописи» (1666-68), «Дама, пишущая письмо, и ее служанка» (1670).